Статья посвящена научному наследию Анатолия Ивановича Новикова (1938–2003) – видного российского лингвиста и одного из основателей психолингвистики текста. Обсуждаются основные положения разработанной им теории смысла, лежащей в основе восприятия и понимания текста. Теория и про- веденные по уникальной методике психолингвистические эксперименты открыли новое направление в изучении понимания текста и нашли последователей и продолжателей. В статье приводится обзор двух направлений школы А.И. Новикова, возглавляемых его учениками в Перми и Уфе. Исследования пермских лингвистов ориентированы на задачи формализации семантики текста с помощью современных компьютерных технологий и на психолингвистику перевода. Исследовательское внимание уфимских лингвистов направлено на моделирование процессов понимания и разработку интегративной модели понимания текстов различных типов.
А.И. Новиков; психолингвистика текста; моделирование процесса понимания текста; смысл текста; содержание текста; психолингвистический эксперимент; «встречный текст».